ИТОГИ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

 

Рекомендации заседания Совета по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов с членов их семей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: "Состояние, проблемы и нормативно-правовое регулирование социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" смотреть

 

Анализ результатов работы ГКУ МО «Центр САВ» по комплексному решению проблем социальной защиты и адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей в 2016 году

 

 

Деятельность Учреждения в 2016 году осуществлялась на основе соглашений о сотрудничестве между органами военного управления видов и родов войск ВС РФ, ГУ МВД и ГУ МЧС России по Московской области и Государственным казенным учреждением Московской области «Областной центр социальной адаптации».
Главные усилия в работе Учреждения были направлены на полное и качественное выполнение работ по оказанию социально-консультативных услуг в интересах комплексного решения проблем социальной защиты и адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей.

Организационные мероприятия

Для решения текущих вопросов, координации совместной деятельности и взаимодействия при решении проблем социальной адаптации вышеуказанных категорий граждан Московской области проведено 715 рабочих встреч и координационных совещаний с представителями органов военного управления видов и родов войск ВС РФ, ГУ МВД и ГУ МЧС России по Московской области, руководителями и представителями администраций муниципальных образований, территориальных структурных подразделений Министерства социального развития Московской области, военного комиссариата Московской области, руководителями и представителями коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений, образовательных учреждений Московской области и г. Москвы, а также командованием воинских частей и руководителями территориальных отделов внутренних дел ГУ МВД России по Московской области.

Практические мероприятия

Практическая деятельность Учреждения в 2016 году проводилась на основе плана работы ГКУ МО «Центр САВ» по оказанию социально-консультативных услуг военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членам их семей в местах их компактного проживания в муниципальных образованиях Московской области, согласованного с органами военного управления видов и родов войск ВС РФ и Главных управлений МВД и МЧС России по Московской области.
При этом план не являлся догмой, а корректировался по мере необходимости с учетом внезапно возникающих задач и просьб командования воинских частей о проведении дополнительных мероприятий.

Всего в 2016 году проведено:

1. 190 выездных мероприятий в 55 местах компактного проживания, расположенных в 28 муниципальных образованиях Московской области.
На выездных мероприятиях присутствовало 6 629 чел., которым было оказано более 15,3 тыс. социально-консультативных услуг.
Выездные мероприятия по оказанию социально-консультативных услуг проводились при содействии и непосредственном участии представителей командований видов и родов войск ВС РФ, представителей Правительства Московской области, сотрудников территориальных структурных подразделений и центров занятости населения Министерства социального развития, военного комиссариата Московской области, коммерческих и некоммерческих организаций, образовательных учреждений Московской области и г. Москвы, администраций муниципальных образований, командования гарнизонов и воинских частей, руководителей территориальных органов внутренних дел ГУ МВД и ГУ МЧС России по Московской области, представителей Советов ветеранов.
По отзывам командования воинских частей, а также военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, ветеранов ВС РФ проведенные мероприятия дали им возможность получить наиболее полную информацию об их правах на социальную поддержку, имеющихся льготах, узнать о мерах, принимаемых Правительством Московской области, по социальной защите ветеранов всех категорий, ознакомиться с работой Областного центра социальной адаптации, а также получить реальную помощь и поддержку в решении имеющихся проблем.

2. По поручению Министерства социального развития Московской области:
- проведено мониторинговое социологическое исследование в целях изучения социально-экономического и правового положения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах компактного проживания в муниципальных образованиях Московской области (проанкетировано 720 граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей);
- принято участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий с ветеранами войны и тружениками тыла на Красной площади, а также в муниципальных образованиях и местах компактного проживания, посвященных 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

3. Работниками филиалов и представительств Учреждения совместно с сотрудниками военных комиссариатов Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области проведен социологический опрос 743 уволенных военнослужащих.
Составлено четыре квартальных аналитических отчета.
Всего по данным военного комиссариата Московской области в 2016 году в отделах, расположенных в муниципальных образованиях, поставлено на воинский учет    1 970 уволенных кадровых военнослужащих.

4. В 2016 году проведена большая работа в региональных ветеранских организациях Московской области.
Работники Учреждения приняли участие в 198 заседаниях Советов ветеранских организаций, в конференциях и других мероприятиях, проводимых Советами ветеранов на областном и муниципальном уровнях.
На мероприятиях, проведенных Областным центром совместно с ветеранскими организациями, оказаны социально-консультативные услуги 376 чел.

5. Активно проводилась работа по информационной открытости Учреждения.
Всем военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, гражданам, уволенным с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членам их семей при их обращении непосредственно в Учреждение, а также на выездных мероприятиях работниками Областного центра предоставлялась необходимая информация в печатном и электронном виде по интересующим их вопросам.
Широко использовался в информационной работе официальный сайт Учреждения.
В 2016 г. с информацией, размещенной на сайте, ознакомились более 72,1 тыс. чел.
С ответами на вопросы, заданными ранее по «горячей линии» сайта «Вопрос-ответ», ознакомились более 45,7 тыс. чел.
В 2016 году на новостной странице сайта размещено 266 сообщений о работе Областного центра в местах компактного проживания.
Проводился ежедневный мониторинг федеральной, областной и муниципальной прессы, публикаций в сети Интернет по проблемам социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей.
Выпущено двенадцать номеров дайджеста наиболее значимых публикаций.
В 2016 г. о деятельности ГКУ МО «Центр САВ» его филиалов и представительств опубликовано 23 статьи и заметки в муниципальных печатных СМИ («Сенеж» (Солнечногорский р-он), «Вести Власихи» (Одинцовский р-он), «Подольский рабочий» (Подольский р-он), «Богородские вести» (Ногинский р-он), вышли в эфир восемь репортажей на телевидении (Солнечногорское телевидение, Коломенское телевидение, ТВ Ногинск).

6. Проведено или принято участие в проведении 64 «круглых столов» и конференций, на которых обсуждены проблемы социальной адаптации увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, социальной защиты ветеранов Вооруженных Сил, организационные вопросы по проведению совместной работы с командованием воинских частей, администрациями муниципальных образований, территориальными управлениями социальной защиты населения и ветеранскими организациями.
Всего в 2016 г. оказаны социально-консультативные услуги 13 491 чел.
Принято участие в заседании Совета Федерации по обороне и безопасности при Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

7. Осуществлялся повседневный прием военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей.
В 2016 г. непосредственно в Учреждение, три филиала и одиннадцать представительств обратились за получением услуг по социально-правовому, социально-психологическому, социально-педагогическому и социально-трудовому консультированию 6 862 чел.

  Оказание услуг по социально-правовому консультированию

Оказание услуг по социально-правовому консультированию военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей осуществлялось непосредственно в Учреждении, а также на выездных мероприятиях.
Услуги по социально-правовому консультированию оказывались:
- по индивидуальной методике по телефону;
- по индивидуальной методике на Интернет-сайте Учреждения;
- на выездных мероприятиях.
В 2016 году Учреждением было оказано:
1 269 услуг по социально-правовому консультированию по индивидуальным методикам;
1 605 услуги по социально-правовому консультированию по групповым методикам.
На долю военнослужащих приходится 54% (в 2015 г. - 59%), граждане, уволенные с военной службы, составляют 9% (в 2015 г. - 17%), граждане, уволенные с правоохранительной службы - 10% (в 2015 г. - 8%), члены их семей - 27%                           (в 2015 г. - 24%).
По сравнению с 2015 годом количество военнослужащих, обратившихся за получением услуг по социально-правовому консультированию, уменьшилось на 5%, однако количество обращений граждан, уволенных с правоохранительной службы, увеличилось на 2% (Рис. 1).

Распределение услуг по социально-правовому консультированию
по направлениям вопросов

По сравнению с показателями 2015 года отмечается увеличение на 7% количество обращений по вопросам прохождения военной службы, а также увеличение на 3% количества обращений по вопросам, касающимся права на получение жилища.
По другим вопросам значительных изменений не произошло. (Рис. 2).

Распределение по категориям граждан и направлениям вопросов в целом соответствует тенденциям прошлогоднего периода 2015 года.
Таким образом, среди наиболее острых проблем в 2016 году выделяются следующие:
- вопросы, связанные с изменением порядка жилищного обеспечения;
- вопросы расчета суммы жилищной субсидии как нового способа обеспечения жилым помещением;
- вопросы, связанные с переводом военнослужащих на новое место службы;
- досрочное расторжение контрактов контрактниками из-за нежелания служить.
В 2016 году ознакомились с ответами на вопросы в рамках работы «горячей линии» на Web-сайте Учреждения 45,7 тыс. чел. (в 2015 г. - 44,1 тыс. чел.).
В отличие от показателей 2015 года, согласно которым наибольшее количество услуг по социально-правовому консультированию оказывалось через Web-сайт Учреждения, в 2016 году активнее всего консультирование оказывается на выездных мероприятиях (Рис. 3).

Оказание услуг по социально-психологическому консультированию

Оказание услуг по социально-психологическому консультированию военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей осуществлялось непосредственно в Учреждении, а также на выездных мероприятиях.
Услуги по социально-психологическому консультированию оказывались в форме:
- психологической профилактики и психологического просвещения;
- экстренной психологической помощи;
- проведения психодиагностики с использованием аппаратно-программного психодиагностического комплекса;
- психологической поддержки и сопровождения;
- психологического анализа и психотерапии (не медицинской);
- психологической реабилитации.
В 2016 году Учреждением было оказано:
125 услуг (в 2015 г. - 222 услуги) по социально-психологическому консультированию по индивидуальным методикам;
2 132 услуги (в 2015 г. - 46 услуг) по социально-психологическому консультированию по групповым методикам.

Категории граждан, обратившихся за получением услуг
по социально-психологическому консультированию

Таким образом, по сравнению с прошлогодним периодом, в 2016 году отмечается увеличение на 8% количества военнослужащих, обратившихся за получением услуг по социально-психологическому консультированию. Остальные процентные показатели в целом остаются на прежнем уровне.

 Оказание услуг по социально-педагогическому консультированию

Оказание услуг по социально-педагогическому консультированию военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей осуществлялось непосредственно в Учреждении, а также на выездных мероприятиях.
Услуги по социально-педагогическому консультированию оказывались:
- в устной и письменной форме, по телефону, по электронной почте и через Интернет-сайт Учреждения;
- по вопросам оформления документов;
- по вопросам профессионального обучения.
В 2016 году Учреждением было оказано:
3 477 услуг (в 2015 г. – 1 793 услуги) по социально-педагогическому консультированию по индивидуальным методикам;
6 049 услуг (в 2015 г. – 2 253 услуги) по социально-педагогическому консультированию по групповым методикам.
Из всех обратившихся за получением услуг по социально-педагогическому консультированию доля военнослужащих составила 32% (в 2015 г. – 51%), граждан, уволенных с военной службы – 25% (в 2015 г. – 22%), членов семей военнослужащих – 43% (в 2015 г. – 27%).
По итогам оказания услуг по социально-педагогическому консультированию      505 чел. (в 2015 г. – 526 чел.) были направлены на обучение в Ногинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, а также в другие учебные заведения с целью повышения своей квалификации и для переподготовки на гражданские специальности.
Современные электронные технологии позволяют военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членам их семей обучаться на курсах без отрыва от службы (работы).
Завершили обучение в 2016 году:
- Ногинский филиал РАНХ и ГС - 614 чел. (в 2015 г. - 840 чел.);
- Учебный центр Консультант Плюс - 144 чел. (в 2015 г. - 341 чел.).

Динамика оказания услуг
по социально-педагогическому консультированию

Таким образом, наиболее эффективной формой при оказании услуг по социально-педагогическому консультированию по-прежнему являются групповые занятия (64%), позволяющие информационно охватывать большее количество военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и членов их семей.

Оказание услуг по социально-трудовому консультированию

Оказание услуг по социально-трудовому консультированию увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей осуществлялось непосредственно в Учреждении, а также на выездных мероприятиях.
Услуги по социально-трудовому консультированию оказывались:
- в устной форме, по телефону и электронной почте;
- в форме  профессиональной ориентации, выявления профессионально важных качеств и профессиональных способностей с использованием аппаратно-программного психодиагностического комплекса;
- по вопросам составления резюме;
- по вопросам современных технологий поиска работы.
В 2016 году Учреждением было оказано:
2 798 услуг (в 2015 г. - 1 940 услуг) по социально-трудовому консультированию по индивидуальным методикам;
3 956 услуг (в 2015 г. - 547 услуг) по социально-трудовому консультированию по групповым методикам.
Из всех обратившихся за получением услуг по социально-трудовому консультированию наиболее заинтересованными в них оказались граждане, уволенные с военной службы (73%) (Рис. 6.).

Процентное соотношение категорий граждан, обратившихся в Учреждение
за получением услуг по социально-трудовому консультированию

Аналогично прошлогодним показателям основную массу обратившихся за получением услуг по социально-трудовому консультированию составляют граждане, уволенные с военной службы (72%), и члены семей военнослужащих (22%).
Наименее активными категориями по-прежнему остаются увольняемые военнослужащие (5%) и сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с правоохранительной службы, составляющие лишь 1% из числа всех обратившихся в Учреждение.
Ситуация на современном рынке труда в 2016 году остается нестабильной. Отмечаются сокращение рабочих мест и в связи с этим нарастающая конкуренция на рынке труда. Так, конкуренция за вакантное место в сферах «Государственная служба, некоммерческие организации» и «Высший менеджмент» в 2016 году составила более 20 человек на место.
Также как и в прошлые годы, спрос привлекательных вакансий для граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей превышает предложения. Из-за большого количества кандидатов большинству компаний сложно делать выбор, поэтому количество этапов подбора при найме растет.
По итогам 2016 года в Москве больше всего вакансий, как и в предыдущие периоды, опубликовали предприятия, представляющие розничную торговлю (около 23% от всего рынка в Москве), на втором месте - ИТ-компании (около 12%) вакансий, на третьем - компании, занимающиеся непищевыми товарами народного потребления (около 11,5%).
Самая высокая конкуренция среди топ-менеджеров и государственных служащих.
По-прежнему наименьшая конкуренция среди соискателей отмечается в профессиональных сферах «Рабочий персонал», «Продажи», «Консультирование».

Анализ спроса вакансий

Граждане, обратившиеся за получением услуг по социально-трудовому консультированию, связанных с поиском работы, отдают предпочтение трудоустройству в государственные структуры.
Таким образом, по характеру работы наиболее востребованы административно-управленческие должности (43%), инженерно-технические специальности (29%), обеспечивающие профессии (21%), рабочие специальности (5%) и социально-педагогические профессии (2%).

 Основные выводы

1. В 2016 году Учреждением оказаны социально-консультативные услуги              13 491 чел.
Проведенная работа позволила смягчить социальную напряженность среди граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей в местах компактного проживания, решить многие социальные проблемы, с которыми они столкнулись после увольнения из ВС РФ, а также занять им достойное место в гражданском обществе.
Несмотря на возросшую интенсивность проведения в войсках мероприятий по боевой подготовке (учения, внезапные проверки боевой готовности с выходом на полигоны, учебные занятия), несение боевого дежурства по противовоздушной обороне командование воинских частей по-прежнему уделяет большое внимание проведению мероприятий по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Работниками Областного центра проведено 190 выездных мероприятия в 55 местах компактного проживания, расположенных в 28 муниципальных образованиях Московской области.
На мероприятиях присутствовало 6 629 чел., которым было оказано более 15,3 тыс. социально-консультативных услуг.

2. По социально-правовому консультированию было оказано 2 874 услуги по индивидуальной и групповой методикам.
Наиболее актуальными стали вопросы прохождения военной службы и вопросы, связанные с возникновением юридического права на жилище.

3. По социально-психологическому консультированию было оказано 2 257 услуг по индивидуальной и групповой методикам, которые наиболее востребованы у военнослужащих, ныне проходящих военную службу в ВС РФ.

4. По социально-трудовому консультированию было оказано 6 754 услуги по индивидуальной и групповой методикам. В ходе консультирования выяснилось, что в данном виде услуг более всего нуждаются граждане, уволенные с военной службы.

5. По социально-педагогическому консультированию было оказано 9 526 услуг по индивидуальной и групповой методикам.
Наиболее эффективно данный вид услуг оказывается во время групповых занятий на выездных мероприятиях, что позволяет оказывать превентивную информационную и методическую поддержку в решении проблем социальной адаптации граждан, увольняющихся и уволенных с военной службы.

Таким образом, проблемы социальной защиты и адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей по-прежнему являются актуальными, а деятельность Областного центра остается востребованной, требующей дальнейшего совершенствования форм и методов работы с учетом специфических особенностей современных Вооруженных Сил и реального социально-экономического и правового положения данных категорий граждан.

 

Выводы из анализа результатов социологических опросов граждан, уволенных с военной службы, при их постановке на воинский учет в военных комиссариатах Московской области в муниципальных образованиях за 2016 год

 

 

На основании пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О статусе военнослужащих», постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 232 «Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей», распоряжения Заместителя Председателя Правительства Московской области от 31 октября 2002 г. № 338-р «О мониторингах и социологических исследованиях», а также соглашения от 3 сентября 2010 г. № 3 «О сотрудничестве военного комиссариата Московской области с ГКУ МО «Центр САВ» в 2016 году было проведено социологическое исследование с целями: формирования банка данных о социально-экономических проблемах граждан, уволенных с военной службы, проживающих на территории Московской области, выявления нуждающихся в получении услуг по социально-правовому, социально-психологическому, социально-педагогическому и социально-трудовому консультированию, а также в обеспечении жилой площадью.
При проведении исследования использовались результаты социологических опросов граждан, уволенных с военной службы, при их постановке на воинский учет  военных комиссариатах Московской области в муниципальных образованиях.
Совместно с военными комиссариатами Московской области в муниципальных образованиях в 2016 году было опрошено 743 чел., уволенных с военной службы              (в 2015 г. – 917 чел.), что составляет 38% от общего числа граждан, вставших на воинский учет в военном комиссариате Московской области.
Результаты изучения социально-экономического положения  граждан, уволенных с военной службы, представленные в настоящем отчете, содержат статистическую и аналитическую информацию об уровне и качестве их жизни.
Анализ результатов социологических опросов производился по трем возрастным группам, на которые условно были разделены все граждане, уволенные с военной службы, принявшие участие в данном опросе (Рис. 1):

  • лица в возрасте до 32 лет (имеющие выслугу до 10 лет);
  • лица в возрасте до 45 лет (имеющие выслугу от 10 до 20 лет);
  • лица старше 45 лет (имеющие выслугу свыше 20 лет).

Каждая из перечисленных групп имеет свои социальные проблемы и характерные особенности адаптации.

Среди опрошенных граждан 33% занимали командные должности в ВС РФ                  (в 2015 г. – 28%), 55% - инженерные должности (в 2015 г. – 55%), 12% имели гуманитарные специальности (в 2015 г. – 17%).
Высшее образование имеют 90% респондентов (в 2015 г. – 72%).
73% из опрошенных граждан, уволенных с военной службы, имеют право на получение военной пенсии (в 2015 г. – 68%), 27% уволены без права на пенсию               (в 2015 г. – 32%).
Несмотря на трудности военной службы, абсолютное большинство опрошенных респондентов отметили, что вполне здоровы и уверенно могут продолжать свою дальнейшую профессиональную деятельность в условиях гражданской жизни.
По состоянию здоровья граждане, уволенные с военной службы, принявшие участие в опросе, распределились следующим образом:

  • 91% опрошенных респондентов здоровы (в 2015 г. – 81%);
  • 8% имеют различные профессиональные заболевания (в 2015 г. – 11%);
  • 1% уволенных военнослужащих имеют нарушения здоровья, связанные с военной травмой (в 2015 г. – 8%).

Структура оснований для увольнений из рядов Вооруженных Сил РФ представлена на рис. 2.

Как видно из рисунка 2, в 2016 году наиболее частыми причинами увольнения являются достижение предельного возраста пребывания на военной службе и увольнение с военной службы по другим обстоятельствам.

Востребованность социально-консультативных услуг
гражданами, уволенными с военной службы

Услуги по социально-правовому консультированию

В процессе адаптации к гражданской жизни граждане, уволенные с военной службы, сталкиваются с многочисленными проблемами юридического характера.
Результаты опроса показали, что в услугах по социально-правовому консультированию нуждаются 19% уволенных военнослужащих.
Основными вопросами правового регулирования, требующими решения, являются: санаторно-курортное обеспечение, проблемы ЖКХ, проблемы, связанные с прохождением лечения в военном госпитале.
Опрошенные респонденты сочли неэффективным механизм реализации существующих правовых норм о порядке прохождения военной службы и порядке увольнения. Это связано с недостаточной информированностью граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей о социальных гарантиях, правах и льготах.
Несмотря на то, что данная категория населения активно интересуется событиями, происходящими в стране, конкретные законы, подзаконные акты и постановления нередко проходят вне их поля зрения. В первую очередь это объясняется тем, что полные тексты этих постановлений и законов публикуются в официальных, а порой только в специальных источниках, однако граждане в основном довольствуются публицистикой, краткими информационными сообщениями, слухами и комментариями к обсуждаемым законам и правовым актам.
Практика показывает, что, несмотря на гарантированное государством правовое положение указанной категории граждан, их права постоянно нарушаются.
Наибольшее количество нарушений в отношении граждан, уволенных с военной службы, отмечено при реализации их прав и льгот по медицинскому обслуживанию. В основном, это отражается в невозможности оперативно попасть на прием к врачам-специалистам, получить направление в госпиталь, путевку в санаторий и бесплатно получить необходимые лекарства.
Второе место занимают нарушения, связанные с получением жилья и жилищно-коммунальным обслуживанием военных пенсионеров.
И третье место занимают нарушения прав граждан при трудоустройстве.

Услуги по социально-педагогическому консультированию

Важное место в системе социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, занимают вопросы профориентации, являющейся ключевым этапом переподготовки уволенных военнослужащих на гражданские специальности.
С одной стороны, абсолютное большинство опрошенных респондентов имеют высшее образование, находятся в трудоспособном возрасте и обладают большим опытом служебной деятельности, а с другой стороны, их специальность и профессиональная квалификация не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым работодателями к уровню профессиональной подготовки работников. В связи с этим 32% опрошенных респондентов отметили, что нуждаются в услугах по социально-педагогическому консультированию.
Успешное переобучение уволенных военнослужащих на новые профессии является одной из важнейших проблем, решение которой даст им возможность безболезненно перейти к новым видам деятельности, позволит эффективно использовать подготовленных специалистов в интересах социально-экономического развития общества и поможет данной категории граждан повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Услуги по социально-психологическому консультированию

Изменение условий и самого образа жизни, выход из привычной окружающей среды и круга общения, а также множество других непредвиденных обстоятельств, возникающих на фоне проблем, связанных с адаптацией к гражданской жизни, оказывают существенное влияние на психологическое состояние не только самих граждан, уволенных с военной службы, но и членов их семей, часто являясь ключевым фактором, порождающим различные стрессовые явления.
В связи с этим в рамках проведенного социологического опроса выявлен определенный процент уволенных граждан, нуждающихся в социально-консультативных услугах психологического характера.
9% респондентов, отметили, что хотели бы воспользоваться услугами по социально-психологическому консультированию.
Помимо нуждаемости граждан, уволенных с военной службы, в получении конкретных услуг опрос предполагал выявление реального психологического состояния уволенных военнослужащих в контексте их нынешних жизненных обстоятельств.
Полученные результаты, характеризующие психологическое состояние опрошенных респондентов в настоящее время, позволяют утверждать, что, несмотря на разнообразные трудности, связанные с адаптацией к новым условиям жизни, граждане, уволенные с военной службы, в большинстве случаев положительно оценивают складывающуюся психологическую обстановку:
- 51% уволенных граждан отмечают, что проблемы, возникающие в связи с социальной адаптацией к новым условиям гражданской жизни после увольнения со службы настолько минимальны, что в психологическом плане у них «все хорошо, нет проблем»;
- 39% опрошенных респондентов, отвечая на вопрос о своем психологическом состоянии в настоящее время, отметили, что у них «все не так плохо»;
- незначительная часть граждан, уволенных с военной службы (8%), оценивая свое психологическое состояние на данный момент, отмечает, что «жить трудно, но можно терпеть»;
- остальные 2% опрошенных респондентов затрудняются ответить на вопрос о своем психологическом состоянии.

Услуги по социально-трудовому консультированию

Другим важнейшим вопросом для граждан, уволенных с военной службы, является вопрос дальнейшего трудоустройства.
По итогам опроса выяснилось, что в услугах по социально-трудовому консультированию нуждаются 40% опрошенных респондентов.
Наиболее привлекательными вакансиями для граждан, уволенных с военной службы, являются вакансии государственного служащего в федеральных, региональных или муниципальных органах государственной власти.
По характеру работы наиболее востребованы административно-управленческие должности, инженерно-технические специальности и обеспечивающие профессии.
Менее востребованы рабочие специальности и социально-педагогические профессии.
Примерно десятая часть от общего числа опрошенных респондентов лично сталкивалась с нарушением своих прав при трудоустройстве.
Если у граждан, уволившихся с военной службы до 45 лет, обычно не возникает существенных препятствий, связанных с трудоустройством, то граждане старшей возрастной группы нередко сталкиваются с нежеланием работодателей брать в компанию (фирму) специалиста, возраст которого превышает 45 лет.

Обеспеченность жильем

Помимо тех социально-консультативных услуг, которые наиболее востребованы у граждан, уволенных с военной службы, имеются и другие вопросы, решение которых весьма затруднительно для данной категории населения. Одним из таких вопросов является обеспечение уволенных военнослужащих жилой площадью.
Полученные результаты социологического опроса позволяют утверждать, что разрешение проблемы обеспечения уволенных военнослужащих жильем сегодня имеет положительную тенденцию.
Данные опроса, полученные в ходе изучения обозначенной проблемы, показали, что процент граждан, уволенных с военной службы, имеющих собственное жилье, составляет 75% (в 2015 г. – 72%).
Среди них:

  • 5% респондентов отметили, что им требуется улучшение жилищных условий (в 2015 г. – 9%);
  • 11% уволенных граждан проживают в служебных квартирах (в 2015 г. – 8%);
  • 7% опрошенных респондентов не имеют собственного жилья                           (в 2015 г. – 11%).

Остальные 2% граждан, уволенных с военной службы, отмечают, что имеют жилищную субсидию или стоят в очереди на получение жилищного сертификата (Рис. 3).
В ходе опроса выяснилось, что подавляющая часть уволенных граждан проживает в городских поселениях (53%) или районных центрах (28%), остальные 18% - в местах компактного проживания и 1% - в сельских поселениях.
Таким образом, граждане, уволенные с военной службы, в подавляющем  большинстве успешно реализуют свои права на получение жилья, что в итоге положительно отражается и на процессе социальной адаптации людей к условиям гражданской жизни, а также является значительным подспорьем для всей их дальнейшей деятельности.

Характеристика возрастных категорий граждан, уволенных с военной службы

1-я возрастная группа (18%, в 2015 г. – 17%)

К первой возрастной группе относятся граждане, уволенные с военной службы, с выслугой до 10 лет, имеющие воинские звания старшего лейтенанта капитана, майора (возрастная группа до 32 лет).
30% представителей данной возрастной группы занимали командные должности, 55% проходили военную службу по инженерным специальностям и 15% имели гуманитарную специальность.
88% опрошенных респондентов имеют высшее образование.
Представители данной возрастной категории увольняются без права на получение пенсии.
Практически все опрошенные респонденты (95%) имеют хорошее здоровье.
Основные причины увольнения в запас:
- истечение срока службы по контракту – 55%;
- состояние здоровья – 4%;
- другие обстоятельства – 41%.
22% опрошенных респондентов данной категории нуждаются в получении услуг по социально-правовому консультированию, что свидетельствуют о некоторых трудностях при разрешении определенных юридических вопросов, неизбежно возникающих у них в процессе адаптации к гражданской жизни.
Только 9% представителей данной возрастной группы заинтересованы в получении услуг по социально-психологическому консультированию, что свидетельствует о благоприятном психологическом состоянии граждан после увольнения в запас.
Реальная психологическая обстановка, на фоне которой проходит адаптация к новым условиям жизни, также положительно оценивается абсолютным большинством уволенных военнослужащих. У 66% опрошенных респондентов «все хорошо, нет проблем», у 34% «все не так плохо».
Как показали результаты исследования, большое количество уволенных граждан данной категории (55%) нуждаются в получении услуг по социально-педагогическому консультированию, поскольку переобучение позволяет получить, а также усовершенствовать уже имеющиеся у респондентов знания, умения и навыки, чтобы применить их в будущей профессии.
Граждане данной возрастной группы нацелены на активное продолжение дальнейшей профессиональной деятельности и в связи с этим 51% нуждаются в получении услуг по социально-трудовому консультированию, чтобы иметь необходимую информацию о современном состоянии рынка труда.
У 47% респондентов имеется свое жилье, 18% отмечают, что им необходимо улучшение жилищных условий, 35% уволившихся граждан не имеют своего жилья.
Результаты опроса показывают, что большинство опрошенных респондентов после увольнения проживают в городских поселениях (58%), 22% - в районных центрах, 19% - в местах компактного проживания и 1% граждан имеют места жительства в сельских поселениях.

2-я возрастная группа (24%, в 2015 г. – 23%)

Ко второй возрастной группе относятся граждане, уволенные с военной службы, с выслугой от 10 до 20 лет, имеющие воинские звания майора, подполковника (возрастная группа до 45 лет).
26% представителей данной возрастной группы занимали командные должности, 71% проходил военную службу по инженерным специальностям и 3% имели гуманитарную специальность.
91% опрошенных респондентов имеют высшее образование.
У 65% уволенных граждан данной возрастной группы есть право на получение пенсии.
Абсолютное большинство опрошенных респондентов (86%) имеют хорошее здоровье.
Основные причины увольнения в запас:
- истечение срока службы по контракту – 29%;
- состояние здоровья – 22%;
- другие обстоятельства – 49%.
16% опрошенных респондентов данной категории нуждаются в получении услуг по социально-правовому консультированию, что свидетельствуют о некоторых трудностях при разрешении вопросов юридического характера.
Всего 12% уволенных граждан нуждаются в получении услуг по социально-психологическому консультированию, что свидетельствует о довольно благоприятных психологических обстоятельствах, в которых происходит социальная адаптация респондентов.
Реальная психологическая обстановка, на фоне которой проходит адаптация к новым условиям жизни, позитивно оценивается абсолютным большинством военнослужащих. У 51% респондентов «все хорошо, нет проблем», у 40% «все не так плохо» и лишь 4% отмечают, что «жить трудно, но можно терпеть». Остальные 5% опрошенных респондентов затруднились ответить на данный вопрос.
По результатам исследования 39% респондентов хотят получить услуги по социально-педагогическому консультированию, чтобы, усовершенствовав свои личные качества и имеющиеся способности, применить их в будущей профессии.
Граждане данной возрастной группы также нацелены на продолжение дальнейшей профессиональной деятельности и в связи с этим 53% опрошенных нуждаются в получении услуг по социально-трудовому консультированию, чтобы иметь необходимую информацию о современном состоянии рынка труда.
У 54% респондентов имеется свое жилье, 9% отмечают, что им необходимо улучшение жилищных условий, 16% уволенных военнослужащих имеют служебное жилье и 21% уволившихся граждан не имеют своего жилья.
Большинство опрошенных респондентов после увольнения проживают в городских поселениях (42%), 34% - в районных центрах, а остальные 24% - в местах компактного проживания.

3-я возрастная группа (58%, в 2015 г. – 60%)

К третьей возрастной группе относятся граждане, уволенные с военной службы, с выслугой свыше 20 лет, имеющие воинские звания майора, подполковника, полковника (возрастная группа старше 45 лет).
49% представителей данной возрастной группы занимали командные должности, 38% проходили военную службу по инженерным специальностям и 13% имели гуманитарную специальность.
90% опрошенных респондентов  имеют высшее образование.
Все граждане данной возрастной группы, уволенные с военной службы, имеют право на получение пенсии.
80% опрошенных респондентов здоровы, 18% имеют различные профессиональные заболевания и 2% граждан имеют проблемы со здоровьем в связи с последствиями полученных военных травм.
Основные причины увольнения в запас:
- достижение предельного возраста пребывания на военной службе – 61%;
- истечение срока службы по контракту – 21%;
- состояние здоровья – 14%;
- другие обстоятельства – 4%.
20% опрошенных респондентов данной категории нуждаются в получении услуг по социально-правовому консультированию, что свидетельствуют об имеющихся у них  сложностях при разрешении вопросов юридического характера.
У 19% уволенных граждан есть желание воспользоваться услугами по социально-психологическому консультированию, поскольку по сравнению с двумя первыми категориями, граждане, увольняющиеся после 45 лет, они не так заинтересованы в процессе переобучения на гражданскую специальность, имеют менее конкурентоспособный возраст на рынке труда, что часто доставляет дополнительный психологический дискомфорт при социальной адаптации к новым условиям жизни.
В связи с этим лишь 33%, оценивая свое нынешнее психологическое состояние, отмечают, что у них «все хорошо, нет проблем», 50% ответили, что «все не так плохо», а 17% уволенных граждан считают, что «жить трудно, но можно терпеть».
По результатам исследования лишь 31% респондентов нуждается в получении услуг по социально-педагогическому консультированию, поскольку представители данной возрастной категории менее заинтересованы в прохождении переподготовки на гражданскую специальность.
Представители данной возрастной группы желают продолжать дальнейшую профессиональную деятельность, но, поскольку работодатели заинтересованы главным образом в молодых специалистах, то вполне закономерно, что процент нуждаемости граждан данной возрастной категории в получении услуг по социально-трудовому консультированию является весьма высоким и составляет 53%.
По данным проведенного опроса у 85% респондентов имеется свое жилье, 4% отмечают, что им необходимо улучшение жилищных условий, 7% уволенных военнослужащих имеют служебное жилье, 2% респондентов стоит в очереди за получением жилищного сертификата, а остальные 2% граждан имеют жилищные субсидии.
60% опрошенных респондентов данной возрастной группы после увольнения проживают в городских поселениях, 33% - в районных центрах, а остальные 7% - в местах компактного проживания.

Основные выводы

1. Наибольшую часть опрошенных респондентов, составляющих 58%,                    (в 2015 г. – 59%) представляют граждане, уволенные с военной службы, в возрасте, превышающем 45 лет.

2. Среди всех опрошенных граждан 33% (в 2015 г. – 28%) занимали командные должности, 55% (в 2015 г. – 55%) проходили службу военными инженерами, а остальные 12% (в 2015 г. – 17%) респондентов занимали гуманитарные специальности.

3. Высшее образование имеется у 90% уволенных граждан.

4. 73% из опрошенных респондентов имеют право на получение военной пенсии  (в 2015 г. – 68%) и 27% уволены без права на пенсию (в  2015 г. – 32%).

5. 91% (в 2015 г. – 81%) граждан отметили, что они здоровы, 8% (в 2015 г. – 11%) имеют различные профессиональные заболевания и 1% (в 2015 г. – 8%) уволенных военнослужащих имеют нарушения здоровья, связанные с военной травмой.

6. Основной причиной увольнения, достигшей 38% (в 2015 г. – 25%), явилось достижение гражданами предельного возраста пребывания на военной службе.
На втором месте - увольнение со службы по личным обстоятельствам, составляющая 25% (в 2015 г. – 15%).
Третья причина - увольнение по истечении срока контракта, составившая 23%      (в 2015 г. – 14%). Последнее место занимает увольнение с военной службы по состоянию здоровья, составляющее 14% (в 2015 г. – 9%).

7. В услугах по социально-правовому консультированию нуждаются 19% опрошенных респондентов, что свидетельствует о необходимости содействия гражданам в решении вопросов правового характера.
9% респондентов отметили, что они нуждаются в услугах по социально-психологическому консультированию, поскольку психологический фактор играет немаловажную роль в процессе социальной адаптации уволенных военнослужащих к условиям гражданской жизни. Характеризуя свое психологическое состояние на данный момент, 51% респондентов отметили, что «все хорошо, нет проблем», у 31% граждан «все не так плохо».
29% опрошенных респондентов отметили, что нуждаются в услугах по социально-педагогическому консультированию, так как заинтересованы в том, чтобы усовершенствовать имеющиеся у них знания, умения и навыки для дальнейшего применения их в будущей профессиональной деятельности.
По итогам опроса выяснилось, что в услугах по социально-трудовому консультированию нуждаются 43% опрошенных респондентов, поскольку при увольнении с военной службы им надо иметь необходимую информацию о современном состоянии рынка труда.

8. 75% опрошенных респондентов имеют собственное жилье (в 2015 г. – 72%).
Всего 5% уволенных граждан отметили, что им требуется улучшение жилищных условий (в 2015 г. – 9%), 11% опрошенных респондентов проживают в служебных квартирах (в 2015 г. – 8%) и лишь 7% уволенных военнослужащих не имеют собственного жилья (в 2015 г. – 11%).

9. 53% опрошенных респондентов проживают в городских поселениях, 28% - в районных центрах, 18% - в местах компактного проживания и 1% - в сельских поселениях.

 Особенности по возрастным группам

1 возрастная группа – граждане, уволенные с военной службы, с выслугой до 10 лет, имеющие воинские звания капитана и майора (возрастная группа до 32 лет).
30% представителей данной возрастной группы занимали командные должности, 55% проходили военную службу инженерными специалистами и 15% владеют гуманитарной специальностью.
88% уволенных граждан имеют высшее образование.
Представители данной возрастной группы увольняются без права на получение пенсии.
95% опрошенных респондентов имеют хорошее здоровье.
Основная причина увольнения представителей данной категории, составляющая 55%, - истечение срока службы по контракту.
22% нуждаются в получении услуг по социально-правовому консультированию, 9% заинтересованы в услугах по социально-психологическому консультированию, 55% -в услугах по социально-педагогическому консультированию и 40% желают воспользоваться услугами по социально-трудовому консультированию.
Оценивая свое психологическое состояние на настоящий момент, 66% респондентов отметили, что у них «все хорошо, нет проблем», а 34% ответили, что «все не так плохо».
47% опрошенных граждан имеет свое жилье, 18% отмечают, что им необходимо улучшение жилищных условий и 35% респондентов не имеют своего жилья.
При этом 58% граждан проживают в городских поселениях, 22% - в районных центрах, 19% - в местах компактного проживания и 1% - в сельских поселениях.

2 возрастная группа – граждане, уволенные с военной службы, с выслугой от 10 до 20 лет, имеющие воинские звания майора и подполковника (возрастная группа до 45 лет).
26% представителей данной возрастной группы занимали командные должности, 71% проходили военную службу инженерными специалистами и 3% владеют гуманитарной специальностью.
91% опрошенных респондентов имеют высшее образование.
У 30% граждан данной возрастной группы при увольнении с военной службы есть право на получение пенсии.
86% опрошенных респондентов имеют хорошее здоровье.
Основная причина увольнения, составляющая 49%, - увольнение по личным обстоятельствам.
16% опрошенных респондентов данной категории нуждаются в получении услуг по социально-правовому консультированию, 12% - в услугах по социально-психологическому консультированию, 39% хотят получить услуги по социально-педагогическому консультированию и 53% граждан желают воспользоваться услугами по социально-трудовому консультированию.
В психологическом плане 51% опрошенных респондентов отмечает, что у них «все хорошо, нет проблем», у 40% «все не так плохо» и лишь 4% опрошенных граждан ответили, что «жить трудно, но можно терпеть».
У 54% уволенных военнослужащих имеется свое жилье, 9% отмечают, что им необходимо улучшение жилищных условий, 16% уволенных граждан имеют служебное жилье и 21% опрошенных респондентов не имеют своего жилья.
При этом 42% граждан, уволенных с военной службы, отметили, что проживают в городских поселениях, 34% - в районных центрах, а остальные 24% - в местах компактного проживания.
3 возрастная группа – граждане, уволенные с военной службы, с выслугой свыше 20 лет, имеющие воинские звания майора, подполковника и полковника (возрастная группа старше 45 лет).
49% представителей данной возрастной группы занимали командные должности, 38% проходили военную службу инженерными специалистами и 13% владеют гуманитарной специальностью.
90% опрошенных респондентов  имеют высшее образование.
Все уволенные граждане данной возрастной группы имеют право на получение пенсии.
80% опрошенных респондентов здоровы, 18% имеют различные профессиональные заболевания и 2% имеют проблемы со здоровьем в связи с последствиями полученных ранений.
Основная причина увольнения граждан данной категории, составляющая 50%, - достижение предельного возраста пребывания на военной службе.
20% опрошенных респондентов данной возрастной группы нуждаются в услугах по социально-правовому консультированию, у 19% уволенных военнослужащих есть желание воспользоваться услугами по социально-психологическому консультированию, 31% граждан нуждается в получении услуг по социально-педагогическому консультированию и 53% респондентов хотели бы воспользоваться услугами по социально-трудовому консультированию.
33% опрошенных граждан, оценивая свое нынешнее психологическое состояние, отмечают, что у них «все хорошо, нет проблем», 50% ответили, что «все не так плохо», а 17% уволенных граждан считает, что «жить трудно, но можно терпеть».
85% респондентов имеют свое жилье, 4% отмечают, что им необходимо улучшение жилищных условий, 7% уволенных военнослужащих имеют служебное жилье, 2% респондентов стоит в очереди за получением жилищного сертификата, а остальные 2% граждан имеют жилищные субсидии.

При этом 60% опрошенных респондентов данной возрастной группы после увольнения с военной службы проживают в городских поселениях, 33% - в районных центрах, а остальные 7% граждан - в местах компактного проживания